Новости

03 Июня

В постели с врагом

История современной Латвии не так велика. После распада СССР мы ринулись в новый мир, мир капитализма. Многое стало получаться. На обломках собственности ЛССР частный бизнес расцвёл: порты, логистика, банки. Страны Балтии даже начали называть «Балтийские тигры». Работали все и всем хватало. 

Однако с середины 90-х годов, с принятием Закона о гражданстве и креном вправо, начал расцветать национализм. Уже перестали вспоминать обещания «Атмоды» и, тем более, времена начала Латвийской государственности, а также смыслы заложенные отцами-основателями в Конституцию (Сатверсме) 1922 года, где говорилось о многонациональности и многоконфессиональности молодой страны. 

Политикам нового времени стало невыгодно думать о перспективах, им стало важным только «хапнуть» побольше за короткий промежуток времени нахождения у власти. Появился смысл работать не на благо всех латвийцев, а только лишь на их одну, большую часть – латышей. А другую огромную часть населения, но численность которой была меньше 50%, решили просто игнорировать. Тогда и был принят такой Закон о гражданстве, который исключил из политических процессов страны почти 800 000 латвийцев, то есть фактически треть тогдашнего населения Латвии. Им (нам) сказали: “Вас тут нет! Но пока живите”.

Краткосрочно это было выгодно – пока было что делить. А вот в долгой перспективе этот раскол общества почти убил прогресс страны. Были созданы практически все условия для того, чтобы часть жителей «обиделась» и перестала переживать за Латвию, как за свою страну. Эта травма была нанесена политиками 90-х годов сознательно. И потом, как не старались разные общественники, через всевозможные интеграционные программы, языковые курсы, “замазать” эту трещину уже не удалось. 

Тем временем, на внешнем контуре, страны Балтии потеряли статус “тигров”, заслужив менее почетное прозвище – “Балтийские вымираты”...

И вот новый вызов – уничтожение ПАМЯТНИКА ПОБЕДЫ. Зачем сознательно уничтожать память почти половины латвийцев? Не залечив «старую трещину», делать новую? Или была надежда на то, что новое поколение русских, которое родилось уже в снова независимой Латвии, забудет, что их родителей обидели? Ну так нет же! Этим трещинам не давали затянуться ни на миг, закрывая русское образование, оскорбляя с высоких трибун, выливая ушаты ненависти в социальных сетях и прессе. А теперь найден еще один способ обидеть – снести памятники. 

Неужели кто-то из тех, кто сегодня в угаре ненависти собирает по 250 тысяч евро за сутки, чтобы скорее снести мемориал в Парке Победы, наивно полагает, что после сноса русские здесь исчезнут или волшебным образом превратятся в латышей? Увы, но так не бывает. А вот превратиться во врагов они вполне могут. Когда тебя “кормят” только потоками ненависти и оскорблений, ты при всем желании не сможешь вырасти в друга.  

Зачем с маниакальной упертостью, своими собственными руками, создавать врагов на территории своей страны? Зачем окружать себя людьми, готовыми отомстить? Причем этот страх мести останется ни на одно поколение? Это то, чего я никогда не смогу понять. Власти Латвии, которой так непросто далась ее независимость, должны были бы дорожить ей, хранить как зеницу ока, оберегать от любых потрясений, но вместо этого они устраивают вакханалию национализма, вызывая уж точно недобрые мысли у большой части населения своей страны! 

И, конечно, такое провоцирование становится в стократ опаснее при сегодняшнем внешнеполитическом фоне. Карта мира стала подвижна вопреки нашей собственной воле, и добавлять хаоса внутренними расколами, привлекать к себе внимание “больших дядь”, которые с легкостью смогут начать драку на нашей территории, по меньшей мере, глупо. Ибо кто бы из них не победил, Латвии, как независимого государства,  может больше и не быть. 

Латвии сейчас как никогда важно стать единой страной, в которой царят взаимоуважение. Нам нужна перспектива мирной, добрососедской, развевающейся, демократической Латвии, но, увы, нынешняя власть такое будущее едва ли сможет нам обеспечить… Я понимаю, что никогда не смогу докричаться до правящих политиков, но может меня услышат простые люди?  

Другие новости